Методологии креативного мышления помогают находить нестандартные решения, но каждая из них основана на различных принципах и применима в разных ситуациях. В этой статье мы рассмотрим,
как ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) отличается от Design Thinking и SCAMPER, какие у них общие черты и когда какую методику лучше использовать.
🟠 1. Основные различия в подходеХарактеристика | ТРИЗ | Design Thinking | SCAMPER |
Основная цель | Решение изобретательских задач, устранение противоречий | Создание продуктов и сервисов, ориентированных на пользователя | Генерация идей через творческую модификацию существующих решений |
Основной принцип | Системный анализ, законы развития технических систем, устранение противоречий | Эмпатия к пользователю, итеративное тестирование, быстрые прототипы | Стимуляция мышления через вопросы и модификацию идей |
Логика или интуиция | Логический, алгоритмический подход | Интуитивный и пользовательский подход | Ассоциативное мышление |
Применимость | Технические и инженерные задачи, инновации в науке и производстве | Дизайн продуктов, UX/UI, маркетинг, сервис-дизайн | Развитие идей, генерация концептов |
Тип решений | Находится оптимальное решение, исключающее противоречия | Создаются варианты решений, основанные на потребностях пользователей | Генерируются различные вариации идеи, которые можно доработать |
🟠 2. Различие в процессах📌 ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)Процесс решения задачи в ТРИЗ основан на
анализе закономерностей развития технических систем. Основные этапы:
- Определение противоречия (например, деталь должна быть прочной, но легкой).
- Поиск аналогий в базе знаний ТРИЗ (патенты, известные решения).
- Использование 40 изобретательских приемов, матриц противоречий, Идеального Конечного Результата (ИКР).
- Выбор решения, которое устраняет противоречие без компромиссов.
Применение:
инженерия, разработка технологий, R&D.
🟠
Пример: создание самоочищающихся стекол, вдохновленных природными механизмами (эффект лотоса).
📌 Design Thinking (Дизайн-мышление)Процесс Design Thinking ориентирован на понимание потребностей пользователя и итеративное тестирование решений. Основные этапы:
- Эмпатия — исследование проблем пользователей.
- Определение проблемы — формулирование ключевого вызова.
- Генерация идей — поиск креативных решений (мозговой штурм).
- Прототипирование — создание простых моделей решения.
- Тестирование — проверка гипотез, улучшение продукта.
Применение:
разработка продуктов, UX/UI, сервисов, бизнес-моделей.
🟠
Пример: разработка интуитивного интерфейса для приложения на основе обратной связи пользователей.
📌 SCAMPER (творческая модификация идей)Метод SCAMPER (Substitute, Combine, Adapt, Modify, Put to another use, Eliminate, Reverse)
помогает трансформировать существующие идеи и решения через набор вопросов:
- Substitute (Заменить) — можно ли заменить материал, процесс?
- Combine (Объединить) — можно ли соединить две идеи?
- Adapt (Адаптировать) — можно ли использовать где-то еще?
- Modify (Изменить) — можно ли сделать больше/меньше/гибче?
- Put to another use (Иное применение) — можно ли использовать иначе?
- Eliminate (Исключить) — можно ли убрать ненужное?
- Reverse (Развернуть) — можно ли поменять порядок?
Применение:
генерация идей в маркетинге, рекламе, разработке новых продуктов.
🟠
Пример: изменение формата продаж (изменение магазинов в онлайн-пространство, как у Amazon).
🟠 3. Когда использовать ТРИЗ, Design Thinking или SCAMPER?Ситуация | Какой метод лучше? | Почему? |
Требуется решить сложную техническую проблему | ТРИЗ | Позволяет найти закономерное решение и устранить противоречие. |
Нужно создать новый продукт, ориентированный на пользователя | Design Thinking | Позволяет лучше понять потребности людей и тестировать решения. |
Требуется быстро придумать много креативных идей | SCAMPER | Метод прост в использовании и быстро дает варианты решений. |
Нужно предсказать будущее развитие технологии | ТРИЗ | Использует законы эволюции технических систем. |
Разработка прототипа продукта | Design Thinking | Ориентирован на тестирование гипотез. |
Требуется улучшить существующий продукт или процесс | SCAMPER | Позволяет трансформировать уже имеющиеся идеи. |
🟠 4. Заключение- ТРИЗ — системный, аналитический подход, который помогает решать сложные технические проблемы и устранять противоречия.
- Design Thinking — ориентирован на понимание пользователей, их боли и потребности, предлагает итеративные решения.
- SCAMPER — быстрая методика генерации идей через изменение существующих концепций.
Каждый из методов подходит для
разных задач, но их можно
комбинировать! Например, сначала использовать
Design Thinking для изучения пользователей, затем
SCAMPER для генерации идей, а потом
ТРИЗ для выбора лучшего решения. 🚀